| По традиции жених должен встречать невесту уже в церкви, куда ее приводит отец. Однако в наше время новобрачные часто приезжают на венчание вместе, сразу после регистрации в загсе. В прошлом чин обручения, то есть подготовительная часть службы венчания, совершался в притворе (части храма при входе). Сегодня обручение чаще всего проходит в самом храме. Обряд венчания длится около сорока минут. В течение этого, времени молодые стоят, присаживаться им не разрешатся.
Таинство брака совершается среди церкви перед аналоем (высоким столиком с пологой верхней доской для удобства чтения лежащих на нем богослужебных книг или целования лежащей на нем иконы).
Жених становится по правую руку, а невеста — по левую. Священник в праздничном облачении выходит из алтаря через царские ворота (средние двери в церковном иконостасе, ведущие в алтарную часть). В руках он держит Крест и Евангелие. Перед священником выносят и укрепляют свечу. Крест и Евангелие священник кладет на аналой и трижды благословляет молодых крестом, дабы отогнать нечистого. Затем дает молодоженам в руки зажжённые свечи как знаки супружеской любви, благословленной Господом.
Свечи не дают, если венчающиеся вступают в брак по второму или третьему разу, так как горящие свечи — это символ чистоты и целомудрия. Полагается, чтобы свечи горели на протяжении всего обряда, поэтому они должны быть длинными и массивными. Жених и невеста, держа в руках зажженные свечи— знак духовного света таинства, — торжественно проходят в центр храма. Впереди них ступает священник. Жених и невеста становятся на белый или розовый коврик, разостланный перед аналоем. На аналой, где уже лежат Крест и Евангелие, кладут венцы. Священник предлагает жениху и невесте перед Церковью и Богом еще раз подтвердить свое добровольное желание вступить в брак.
Священник обращается к жениху: «Имеешь ли ты искреннее и непринужденное желание и твердое намерение быть мужем этой (имя невесты), которую видишь здесь перед собою?», а жених отвечает: «Имею, честный отче». — «Не связан ли ты обещанием другой невесте?» — «Нет, не связан». Затем, обратившись к невесте, священник спрашивает: «Имеешь ли ты искреннее и непринужденное желание и твердое намерение быть женою этого (имя жениха), которого видишь перед собою?» — «Имею, честный отче». — «Не связана ли обещанием другому жениху?» — «Нет, не связана».
После этого начинается чин венчания — таинственное освящение супружества Божественной благодатью. Обряд начинается с того, что священник помахивает кадилом и курит фимиамом, а затем читает молитву, после которой начинаются молитвословия о вступающих в церковный брак.
Священник берет кольца со святого престола и надевает сначала кольцо жениху, трижды осеняя его крестообразно, говоря: «Обручается раб Божий (имя жениха) рабе Божией (имя невесты) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа».
Потом надевает кольцо невесте, также с троекратным осенением ее, и произносит слова: «Обручается раба Божия (имя невесты) рабу Божиему (имя жениха) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа».
После благословения священника жених и невеста меняются кольцами. Жених надевает свое кольцо на руку невесте в знак любви и готовности жертвовать всем жене своей и помогать ей всю жизнь; невеста надевает свое кольцо на руку жениху в знак своей дюбви и преданности, в знак готовности принимать от него помощь всю жизнь. Такой обмен производится трижды в честь и славу Пресвятой Троицы, Которая всё совершает и утверждает (иногда кольца меняет сам священник). Затем священник снова молит Господа о том, чтобы Он Сам благословил и утвердил обручение, Сам осенил положение колец благословением небесным и послал им Ангела хранителя и руководителя в новой их жизни.
Венцы могут быть надеты на голову жениха и невесты или же их держат над новобрачными шафер и подружка. В правилах церкви четкого указания по этому поводу нет, хотя в разделе о приметах мы ещё коснёмся этого вопроса. Держащим венцы нужно быть очень внимательными (особенно когда священник троекратно обводит молодых вокруг аналоя), чтобы венцы не наклонились. Шаферу необходимо следить за тем, чтобы не наступить невесте на шлейф.
Далее приносят чашу с красным вином (кагор или херес), над ней священник читает молитву и благословляет ее. Чашу с вином подносят сначала жениху, а после невесте. Новобрачные должны в три приема по очереди испить ее, в знак того, что с этих пор они должны жить единодушно, деля вместе радость и горе. Общая чаша — символ единой судьбы с одними радостями и горестями. Пить чашу до дна — значит разделить жизнь друг друга до самого кон
Затем, согласно обычаю, новобрачных подводят к царским вратам, где жених целует икону Спасителя, а невеста — образ Божией Матери; затем они меняются местами и прикладываются соответственно: жених — к иконе Божией Матери, а невеста — к иконе Спасителя. Здесь же священник дает им крест для целования и вручает им две иконы: жениху — образ Спасителя, невесте — образ Пресвятой Богородицы. В завершении молодым поется многолетие. Финал обряда — целомудренный поцелуй новобрачных — символ чистоты и вечности их любви. Сценарий венчания со временем естественно меняется, но суть его всегда остается одна — радость за молодых, пожелание им долгой жизни и, конечно, взаимной любви.
Разделы, связянные с материалом «Порядок освящения»
Ещё материал из этого раздела
|
|