Вы здесь:   Статьи / Создание, запись и обработка звука / Обмен опытом /EQализация: устранение частотных конфликтов.
Каталог статей Мои статьи. Добавить статью!       
В даном разделе выкладываются статьи в которых делятся опытом, открывают "секреты" мастерства.

EQализация: устранение частотных конфликтов.



[h2]Начнем с того, что[/h2]

Зачастую новички сталкиваются с проблемой неслаженности своей музыкальной композиции: все инструменты по отдельности звучат хорошо, как надо, а в миксе получается невнятная «каша». А причина этого «недоразумения» в особенности строения нашего слухового аппарата, в так называемой слуховой маскировке.

[h3]Пара слов о слуховой маскировке[/h3]

Если инструменты имеют сходные (или пересекающиеся) частотные спектры, то более тихий тембр будет слышен хуже либо мозг слушателя вообще не сможет выделить этот сигнал. Представьте, как Вы стоите на перроне в метро и мило беседуете, а мимо проносится поезд с таким визгом, что Вы перестаете друг друга понимать. Дело в том, что частотный спектр нашего голоса пересекается с частотным диапазоном гула проезжающей электрички — вот Вам и эффект маскировки.

[h2]Есть проблема? Найди решение![/h2]

К превеликому счастью решение уже давно нашли и без нас, так что нам остается только пожинать плоды и радоваться. Решение это — эквализация.


[h2]Эквалайзер (EQ)[/h2]

Эквалайзер – инструмент корректировки амплитудно-частотной характеристики (АЧХ) аудиосигнала, то есть это прибор, позволяющий «ретушировать» исходный тембр путем изменения амплитуды его частотной составляющей.
Стоит, наверное, начать с того, что основных типов эквалайзера 2: графический и параметрический. Существует еще парагрфический (гибрид первого и второго типа) и шельфовый, который используется в основном при финальной обработке фонограммы, то есть на этапе мастеринга. В рамках этой статьи 2 последних эквалайзера рассмотрены не будут, ибо не те дебри.

[h3]Графический эквалайзер[/h3]

«Железные» графические эквалайзеры





[h2]Программный графический эквалайзер[/h2]
KarmaFX




Подобным образом выглядит графический эквалайзер в аппаратном и программном исполнении. Суть такого эквалайзера довольно проста: крайние полосы, как правило, представляют собой шельфовые фильтры


Фильтр Low Shelf(красная линия, крайний левый фейдер графического эквалайзера опущен вниз на -3 дБ) и High Shelf (синяя линия, в таком положении крайний правый фейдер поднят вверх на +6 дБ)

а все остальные имеют «колоколообразную» характеристику:



Ширина и частота каждой полосы запрограммирована в таком эквалайзере, поэтому данный тип не отличается гибкостью настройки и вмешивается в исходный аудиосигнал довольно-таки грубо. Поэтому оставим это чудо техники тихо посидеть в сторонке и перейдем к следующему, более важному для нас, типу эквалайзера — параметрический.


[h2]Параметрический эквалайзер[/h2]



Данный тип эквалайзера имеет куда более гибкие настройки каждой полосы в сравнении со своим «собратом»:

  • Frequency (Freq)- частота полосы
  • Параметр Q — ширина полосы или «добротность»
  • Gain — уровень усиления (ослабления) выбранной полосы в децибелах (дБ)


    Параметрический эквалайзер — находка для решения такого рода задач как устранение частотных конфликтов, так как возможность выбора частоты для корректировки просто необходима. Итак, обо всем по порядку.


    [h2]Краткий обзор 3-х параметрических EQ[/h2]

    Вы никогда не имели дела с эквалайзером? Как раз на этот случай я представлю Вам хорошие (на мой взгляд) программные EQ.

    Примечание: представленные ниже эквалайзеры являются плагинами стандарта VST/RTAS/DX или AU (Mac), требующие наличие хоста (программного секвенсора): Cubase/Nuendo, Sonar, Ableton, Logic Pro, Pro Tools, FL Studio и т.д.

    Sonnox Oxford EQ



    Это «классика жанра» в мире программных параметрических эквалайзеров. Sonnox Oxford имеет 5 секций настройки соответствующих 5 полос, 2 из которых фильтры – High Pass (фильтр высоких частот) и Low Pass (фильтр низких частот).

    Low Pass (красный) и High Pass (синий)

    обладающие весьма неплохой крутизной – 36 дБ на октаву (этого вполне достаточно в большинстве случаев). Имеется 2 блока настроек и кнопки «A» и «B» по центру для быстрого переключения между вариантами этих настроек.

    Из «-» я бы отметил следующие:
  • Отсутствие анализатора спектра (но это не критично для EQ)
  • Оба фильтра имеют ограничения по частоте среза, НЧ фильтр 0-400 Гц,
  • ВЧ фильтр 1000-20 000 Гц, что не всегда удобно.


    EQality от DMG Audio



    Довольно неплохой эквалайзер c тремя фазовыми режимами (с фазово-частотной характеристикой эквалайзеров при желании можно познакомиться (ссылка на внешний сайт) ), хорошим спректроанализатором с высоким разрешением, с шестью полосами и 2-мя фильтрами с потрясающим срезом в 48 дБ на октаву. Имеется возможность отката изменений (Undo, Redo), сохранения и загрузки пресетов, а также гибкие настройки интерфейса. Грузит ЦП слабенько, так что можно смело цеплять его хоть на каждую шину в микшере.

    Из минусов я бы отметил то, что при миксдауне (рендеринге) в аудиофайл обработка и автоматизация параметров этого эквалайзера куда-то пропадает. Возможно проблема только у меня, но я бы настоятельно рекомендовал проверить этот эквалайзер перед использованием на наличие подобного дефекта.

    FabFilter Pro–Q



    Лично его использую, очень доволен. Можно создать до 24 полос (включая фильтры LP и HP), эквализировать левый и правый каналы по отдельности, имеет 2 блока настроек (как Sonnox) и прекрасный анализатор спектра работающий в двух режимах: Pre-EQ (до обработки эквалайзером) и Post-EQ (после обработки, соответственно). Недостатков, простите, не выявил. Нет, вру я, честному человеку придется выложить за это чудо 150 евро (если это, конечно, можно назвать недостатком).

    К сожалению, все эти 3 EQ являются платными, а в качестве бесплатного Вы можете попробовать ReaEQ, входящий в состав пакета ReaPlugs VST FX Suite от компании Cockos (создателя рабочей станции REAPER)

    Теперь у Вас уже есть из чего выбрать, поэтому приступим!


    [h2]Устранение частотных конфликтов[/h2]

    [h3]Бас и бочка[/h3]

    Самый распространенный случай – это конфликт баса и бочки, на этом примере и разберем «что к чему». Подобный конфликт не может быть даже частично решен путем панорамирования (удаление двух инструментов друг от друга в пространстве, т.е. по левому и правому каналам), так как оба этих инструмента должны находиться по центру. И решения остается 2: SideChain-компрессия (в интернете достаточно много познавательных материалов на эту тему), позволяющая приглушить бас в момент атаки бочки, и эквализация, когда подобный «кач» (как при SideChain) просто не нужен.

    Можно, конечно, изначально подобрать такие бас и бочку, которые не будут конфликтовать друг с другом. Но вот другое дело, когда нравится именно этот бас и именно эта бочка, тут эквализация — глоток чистого воздуха.
    Для начала эквализации в разрыв (Insert) баса и бочки необходимо «повесить» по эквалайзеру (что, надеюсь, не вызовет затруднений) и включить анализатор спектра (в цепи — после EQ), либо уши, если вы доверяете своему безупречному слуху, а лучше и то и другое. Если в вашем эквалайзере нет встроенного спектроанализатора, я бы посоветовал использовать SPAN от Voxengo – хороший (а самое главное бесплатный) анализатор, ознакомится с которым вы можете тут (ссылка на внешний сайт) .



    На этом снимке изображен процесс работы анализатора при параллельном включении. В таком режиме SPAN способен анализировать два аудиосигнала в одном окне, что несомненно удобно. Подобное Вы сможете повторить и у себя дома, это совершенно безопасно, и даже полезно! Здесь сказано, как это сделать.

    Итак, перед нами 2 спектра (слева спектр баса, а справа бочки):


    Так как бочка с ярко выраженной низкочастотной составляющей (крайний большой горб), погасив которую мы потеряем всю динамику оной, задача становится сложнее. Если подобрать горб в районе 150 Гц (второй малый горб), можно потерять характерный пинок бочки и получить бубнящую болванку.
    Исходя из того, что в проекте есть саб-бас, занимающий полосу до 90 Гц, мы подберем у баса все ниже 90 Гц и узкой полосой (вырезаем всегда узкой полосой!) режем у баса 150-160 Гц (Чуть правее горба). Это будет выглядеть примерно так:

    Примечание: конфликт саб-баса и бочки в данном случае был устранен с помощью SideChain-компрессии.

    У бочки можно выделить характерный щелчок для лучшей читаемости в миксе. Чтобы понять, где этот щелчок находится, необходимо создать узкую полосу в районе 1000 Гц, поднять ее на 6-9 дБ и пройтись этой полосой до 2000-3000 Гц (редко чуть выше), вы должны его услышать. Определив то самое место, где «спрятался» клик бочки, опускаем полосу до 2-4 дБ (главное не переборщить) и делаем ее чуть шире:


    Необходимо запомнить 2 очень важных правила:
  • Вырезать необходимо узкой полосой, добавлять широкой, причем, чем выше частота, тем шире полоса (меньше параметр Q);
  • Выполняя эквализацию инструментов при сведении материала, старайтесь сначала вырезать (фильтровать), а уж потом поднимать частоты.


    Устранение конфликта баса и бочки методом эквализации дело не всегда простое, зачастую требующее творческого подхода. Если «горбы» этих инструментов сильно перекрывают друг друга, возможно, стоит задуматься о смене бочки, эквализация в подобном случае может испортить весь микс.


    [h3]Конфликт баса и инструментов среднего частотного диапазона[/h3]

    В среднем частотном диапазоне находятся практически все инструменты и многие из них имеют низкочастотную составляющую (гулы и шумы), которая может конфликтовать с басом. Поэтому у многих можно подрезать низы без ущерба звучанию партии в миксе.
    Создаем Low Pass фильтр на выбранном инструменте, нажимаем «Play» и начинаем прибирать низы до тех пор, пока вы не почувствуете изменений.

    Примечание: в данном случае не используйте слишком большую крутизну среза (36 или 48 дБ), чтобы оставалось что то вроде «кроссфейда» спектров.

    Главное чтобы партия звучала «как надо» в миксе, а не отдельно, именно поэтому мы режем низы при воспроизведении. Как только вы почувствуете, что тембр начинает терять плотность, остановитесь и сделайте небольшой откат. Таким образом, можно поработать со многими инструментами и устранить большинство конфликтов в нижней середине.


    [h3]Частотные конфликты инструментов[/h3]

    Со всеми остальными инструментами дело обстоит куда проще, чем с басом и бочкой, хотя бы только потому, что можно панорамировать эти инструменты в разные каналы, пользуясь одним очень важным правилом: чем выше частотный диапазон, занимаемый инструментом, тем дальше от центра его можно панорамировать. После этого их можно эквализировать, исходя из их положения в пространстве.


    [h3]Несколько слов о «нише» для вокала[/h3]

    Если в Вашей композиции присутствует вокал, то для него необходимо освободить место, иначе конфликт с инструментами среднего частотного диапазона просто неизбежен. Благо вы уже знаете, что такое анализ спектра и как его применить при эквализации. Почему именно освободить место, а не прибрать в некоторых местах сам вокал? Дело в том, что вокал эквализируется минимально и очень осторожно, вырезаются в вокале чаще всего низы (до 150-200 Гц) и небольшой участок в районе 1000 Гц, чтобы устранить неприятный «носовой» призвук.

    [h3]Подводя итоги[/h3]

  • Перед эквализацией инструментов выполните панорамирование, пользуясь одним очень важным правилом: чем выше частотный диапазон, занимаемый инструментом, тем дальше от центра его можно панорамировать. Важно знать: панорамировать можно все, кроме баса, бочки и основного вокала.
  • Начните устранение частотных конфликтов с баса и бочки, постепенно переходя к более «высоким» инструментам.
  • При анализе спектра выделяйте его сильные части. Визуально они проявляются в виде «горбов».
  • Если «горбы» баса и бочки сильно перекрывают друг друга, возможно, стоит задуматься о смене бочки, эквализация в подобном случае может испортить весь микс, лишить его напористости.
  • Вырезать частоту следует узкой полосой, а добавлять — широкой.
  • Отфильтровав низы инструментов среднего частотного диапазона можно устранить большинство конфликтов в нижней середине.
  • При работе с вокалом важно освободить под него место в миксе, а ни в коем случае не наоборот.
  • Эквализация – вмешательство в АЧХ инструмента/тембра, будьте осторожны – знайте меру.
  • Не выполняйте всю эквализацию «от и до» в одну сессию, давайте ушам отдохнуть, они быстро привыкают к звучанию (к «неправильному» в том числе).
  • Если к какому нибудь инструмент приходится применять много эквализации, задумайтесь, возможно этому инструменту не место в миксе.


    Важно: в некоторых моментах данной статьи отражена субъективная точка моего зрения; все описанное здесь не аксиома и имеет познавательный характер.

    Друзья, коллеги, успехов Вам во всех творческих начинаниях!


    Автор материала HungryGod (ссылка на внешний сайт)






    Видео по теме:


  •  


    Источник: автор HungryGod http://habrahabr.ru/users/HungryGod/ http://habrahabr.ru/post/141730/


    Эквализация, эквалайзер, EQ, микширование, сведение

    2
      Оценка


     


    Обсуждение статьи.

    Вячеслав
    Не выполняйте всю эквализацию «от и до» в одну сессию, давайте ушам отдохнуть, они быстро привыкают к звучанию (к «неправильному» в том числе).


    Иногда помогает избавится от "замыленности/усталости" ушей сравнение/прослушивание какой либо эталонной записи...
    Michaelrus
    Вячеслав,а еще помогает просто тишина...Прогулка на св.воздухе...Или просто закрыть проект(сессию) на несколько дней...


    Фонограммы под заказ
    Пишите в ЧП
    E-MAIL:
    или ВКонтакте
    Jeckmusik
    Цитата:
    давайте ушам отдохнуть


    Ох, как верно! По себе знаю: делаешь-делаешь микс, вроде всё хорошо,
    а на утро прослушаешь на "свежие" уши
    и удивляешься: кто сделал это "Г"?!!!


    ______"Всё - приходяще, а МУЗЫКА - ВЕЧНА!"______
    Magnusstudio
    Сто пудова!!! Поэтому в идеале нужно что бы работали 2 человека. Аранжировщик писал партии, а звукооператор сводИл материал. Потому как бывает, что аранжировщик невзначай прячет второстепенные партии слишком далеко в миксе. Он знает что она есть и слышит её, а на самом деле они слишком не четкой может оказаться. Поэтому второй человек всегда может трезво оценить ситуацию.

    Не увидел в статье, на какой частоте и насколько нужно освобождать место под вокал? А то статья про эквализацию, а такой вопрос не узрел...


    Качественные минусовки и аранжировки на заказ.
    www.magnus-studio.com @minusovkinazakaz magnusstudio76@gmail.com
    Michaelrus
    Материал великолепен...Многое об этом писалось и говорилось в видео школах,например от Andy Vax ...Многое упущено,но это и понятно.Обо всем в трех строках ни расскажешь...Статья очень нужная...Многие впервые увидят картинки и плагины, и возможно пройдут дальше,так как считают что им это не нужно...Все сделают за Нас...
    А на счет отдыха,я приветствую-это действительно так..Уши "замусоливаются" пока пишется проект...
    Где то есть у меня частотная характеристика музыкальных инструментов и духовых в том числе (живых, не засемплированых в студии или др.образом!)
    Это для тех кто хочет записать Вокально инструментальный коллектив..
    Скажу Вам,Ребята,-это намного труднее чем кажется по сравнению в работе с синтезом...
    Желаю Успехов в познании..Ждем новых интересных статей..


    Фонограммы под заказ
    Пишите в ЧП
    E-MAIL:
    или ВКонтакте
    ferdinal
    от замусоливание ушей есть хорошая прога она быстро востанавливает уши Sample Magic Magic AB v1.1 (ссылка на внешний сайт) а на счёт записи коллектива инструментально [Скажу Вам,Ребята,-это намного труднее чем кажется] это мягко сказанно
    сер иванович
    Всем приветик! Прошу у специалистам совет- хочу себе купить микшер типа XENYX 1204FX (Behringer-а в добавок к нему хочу добавить Компрессор
    Конвертор сигнала
    Контроллер
    Кроссовер
    Предусилитель
    Эквалайзер
    Эксайтер
    Эффект-процессор--Совет-Какие нужны для вокала-для микрафона и ноотбука-просто я видел у одной певице -все собрано в один чемоданчик-а звук и голос по моему аппарату КЛАСС--там кроме микшера и микрофона какие-то маленкие апаратики были...помогите чтоб не тратить зря денги и время!!!!
    Калина
    Серога
    Эффект-процессор--Совет-Какие нужны для вокала-для микрафона и ноотбука-просто я видел у одной певице -все собрано в один чемоданчик-а звук и голос по моему аппарату КЛАСС--там кроме микшера и микрофона какие-то маленкие апаратики были.

    TC-Helicon VoiceTone Create XT такая есть машинка и в чемоданчик влезит


    Проигравший сейчас
    Позже будет победителем,
    Потому что времена, они меняются!!!!
    ..Боб Дилан..
    ferdinal
    1204FX (Behringer не советую брать почитайте на форумах за него в основном негатив
    евген288
    Цитата:
    1204FX (Behringer
    Я СОГЛАСЕН ЧТО ПУЛЬТ ЛУЧШЕ НЕ БРАТЬ Я ПОЖАЛЕЛ ЧТО ВЗЯЛ
    mitrjuxin
    столько прибамбасов с беринжеру . стоит ли он этого?


    Добрый вечер, молодые люди, Здравствуйте, горячие сердца!
    В паспорта заглядывать не будем, Молодости нашей нет конца.
    ferdinal
    вот этими прибамбасами берут и по цене я перед новым годом взял BEHRINGER XENYX QX1622USB завтра повезу менять у него с новья один регулятор на канале зашумел а это только начало .да и для (сер иванович) я думаю такая машинка со всеми этими посылами да приблудами не нужен да и встроенный ревер звучит не ах
    Myhail1962
    Всем доброго времени суток!Насчет устранения частотных конфликтов согласен,но есть еще один метод.Попробуйте Waves track spacer-прелестная вещица,скажу я Вам.Ну а насчет микшера,да еще и с прибамбасами,то переходите господа на цифру.Спросите на какую -отвечу.
    gorevalex
    Цитата:
    Всем приветик! Прошу у специалистам совет- хочу себе купить микшер типа XENYX 1204FX (Behringer-а в добавок к нему хочу добавить Компрессор
    Конвертор сигнала
    Контроллер
    Кроссовер
    Предусилитель
    Эквалайзер
    Эксайтер
    Эффект-процессор
    Вот совершенно точно вам ответили))))
    Цитата:
    для начала я бы посоветовал вам поинтересоваться, что обозначают выше перечисленные вами слова
    А вообще - если ОЧЧЧЧЕНЬ НАДО)))) - покупайте сразу Behringer X-32 или Allen&Heath Q-24. Там всё это есть, и даже больше. А заодно и денег сэкономите)
    Серога
    клева две сямсот еврами!


    Проигравший сейчас
    Позже будет победителем,
    Потому что времена, они меняются!!!!
    ..Боб Дилан..
    Артур Лысый
    Цитата:
    А вообще - если ОЧЧЧЧЕНЬ НАДО)))) - покупайте сразу behringer X-32 или Allen&Heath Q-24. Там всё это есть, и даже Больше. А заодно и денег сэкономите)

    Точно!!! Как раз необходимый минимум для работы в кабаке!!!
    Калина
    Sерый Волк
    Цитата:
    там кроме микшера и микрофона какие-то маленкие апаратики были...помогите чтоб не тратить зря денги и время!!!!

    Пока существует форум скучно не будет точно! Опишите подробнее чемодан!


    Не беспокойтесь о том, что делаю я.
    Беспокойтесь о том, почему вас это беспокоит.
    Таня Штерн
    Главное, чтобы был голос, остальное приложится ))) а если его нет - никакие "прибамбасы" не спасут и не надо даже денег тратить на них...))) Те, у кого голос, используют минимальную обработку вокала, совсем чуть, им "чемоданы" не нужны, и даже "чемоданчики" ))) все их "прибамбасы" уложатся в "Косметичку" ))))


    Не бойся делать добро людям, - когда-нибудь оно вернётся к тебе вдвойне!
    (Т.Штерн)
    Альбом ко Дню Победы
    yurii67
    Цитата:
    все их "прибамбасы" уложатся в "Косметичку"
    P
    Золотые слова По мере того ,как подтянул вокал ,все накопленные прибамбасы стали потихоньку оставаться дома и тихо пылиться в уголке.
    Chergenych
    Пою 30 лет с постоянным "продвижением вперёд". Использовал только лишь процессор эффектов. Но кода недавно приобрёл DBX 166, то вокал зазвучал намного лучше, чище, более разборчиво. Петь стало комфортнее, легче, особенно на тихих и низких звуках. До этого иногда работал на микшерах со встроенными компрессорами, но отдельный прибор звучит на голову лучше! Так что я доволен тем, что чей-то "запылённый в уголке прибамбас" так облегчил мне работу.
    АгентПавлиныч
    Ага,еще скажите Филипп Киркоров поет в микрофон, подключенный напрямую в активную акустику...Нет, минимум все равно должен быть....


    Дарите радость людям и они всегда будут Вам благодарны.....
    gorevalex
    Вопрос в другом - поёт-ли вообще?.....или faneera????
    yurii67
    Цитата:
    Нет, минимум все равно должен быть....

    Со всего набора остался TC helicon VoiceLive.Хватает с головой (первое время собирал отдельные процы ,вот они и пыляться,распродаються)
    DBX 166 - отличный прибор,отрабатывает себя на 100%
    АгентПавлиныч
    Сам пою в VoiceLive... за глаза....


    Дарите радость людям и они всегда будут Вам благодарны.....
    gorevalex
    В Геликоне напихано обработки, если уж на то пошло. Эквалайзер, ревер, компрессор и ещё кое-что. По этому и хватает за глаза.
    АгентПавлиныч
    Да в общем-то да, присутствует всего понемногу, только рулится боле-менее ревер с дилеем, эквалайзер наверно в ноле и компрессор с фиксированными функциями.А так петь можно, как сам нарулишь, все лучше, чем совсем-то ничего...


    Дарите радость людям и они всегда будут Вам благодарны.....
    Федя Загибалов
    эт в какой именно модели?
    АгентПавлиныч
    TC-Helicon Voicelive Play GTX Вокальный гитарный процессор эффектов гармонайзер голосовая обработка - у меня вот такой...вполне устраивает + гитара обрабатывается....


    Дарите радость людям и они всегда будут Вам благодарны.....
    Гости не могут добавлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
     
     
    Блок пользователя.
    Логин:
    Пароль:

    Забыли пароль? Зарегистрироваться.
    Реклама
    Трель И трели этой не было конца Она жила спокойный мир наруша
    Если рядом ты Если рядом ты со мной - Каждый день невероятен Потому что
    Если б мог подарить тебе солнце Если б мог подарить тебе солнце Оно б грело тебе и зимой
    Не пришла И с лепестками роз летят на простынь Ты не пришла а я тебя
    Живой Я хочу чтобы знала ты что я живой Пусть к тебе я пришёл с
    То, что я должен сказать век спустя Я не знаю зачем и кому это нужно Кто послал их на смерть н
    Гитара В руках моих гитара пела И розы алые цвели Тайком ты на
     В раздел "Поэзия"
    Интересно!
    Оставляете ли вы чаевые?
    Иногда, если обслуживание того стоит
    274 - 50%
    Да, конечно.
    232 - 42%
    Нет. Не вижу смысла
    41 - 7%
    Всего ответов: 547
    Комментировать(11). Другие опросы
    Эфир форума
    Nebira. Завораживающее путешествие сквозь серена
    музыка для фокусов. Ещё такой вариант
    .. фото
    Rcf 322a модуль усилителя. Всех Приветствую Уважаемые форумчане мож
    ..
    Блокирование YouTube канала.. упёртый- КРАСАВА И впредь успехов
    Авторские права. Спасибо за интересный случай это здорово
    Shure Beta58A. Ещё один Shure beta 58а - 8000р
    всем маководам просьба!!!!. А Вы не рассматривали плагин MiniLyric
    Год семьи. Сценарий.Ищу.. Тоже присоединюсь Очень-очень нужно
    Гороскоп 2024. Близнецы- положительные перемены в лично
    КАК встречать. КАК ВСТРЕЧАТЬ Зеленый Деревянный Дракон
    Статистика
    ПравилаОбратная связьПравообладателямПоддержка сайта
    Наверх ↑