Эта статья является логическим продолжением моей первой статьи "Настройка звуковой карты ноутбука" и в ней я продолжу заниматься "аудио-оверклокерством". Мне очень понравился этот термин, которым ув.
Вячеслав очень точно назвал мои предыдущие "шаманства" и теперь у меня есть точное и ёмкое название тем "безобразиям", которыми я часто занимался в жизни.
Итак, как следует из анонса статьи, сегодня я расскажу вам, как я устранял на своём ноутбуке Lenovo G550 одно из аппаратных урезаний (или обрезаний ?), о котором я говорил в конце первой статьи, а именно - переделывал вход для внешнего микрофона из "моно" в "стерео". Мой разум возмущённый "кипел", а руки "чесались" по этому поводу уже давно, но чаша моего терпения переполнилась после того, как я не смог нормально оцифровать раритетную стереозапись со старой катушки из семейного архива - пришлось таскать тяжеленный катушечный магнитофон (тоже уже раритет), чтобы подключить к стационарному компьютеру.
Сразу предупреждаю, что не нужно рассматривать то, что я покажу, как немедленный призыв делать то же самое и Вам. Во-первых, многие (а может и большинство) ноутбуков имеют нормальный стерео-вход и ничего делать не нужно. Во-вторых, даже если у вас "мой случай", то прежде, чем что-либо переделывать трезво взвесьте свои возможности и умения, а также необходимость лично для Вас в такой переделке (например, покупка внешней звуковой карты, наверняка, заставит Вас надолго забыть, что у Вас вообще есть встроенная карта с какими-то там входами). ну, а если такая покупка не входит в ваши планы, а стерео-вход "позарез" нужен, то можете читать дальше и "примерять на себя" то, что увидите. Короче, я никого не уговариваю и не отговариваю, а просто показываю, что "нет ничего (ну, или почти ничего) невозможного для человека с интеллектом" (на форумах "технарей" в этом месте обычно следует стандартная фраза о "прямых руках и кривых извилинах").
Поскольку мы полезем в достаточно сложное устройство, то сначала нам нужно обзавестись технической документацией на него, а именно: принципиальной электрической схемой (нужна, чтобы знать как подключен звуковой кодек к внешним входам) и мануалом по разборке вашего конкретного ноутбука (если не хотите испортить внешний вид, ковыряясь в поисках невидимых защёлок корпуса). Мне лично приходилось иногда разбирать некоторые сложные устройства, не имея нужной документации, но занятие это неблагодарное и, зачастую, малопродуктивное и даже опасное. Будем считать, что инструктаж по "Технике безопасности" вы прослушали и расписались за это в журнале.
Схему и мануал по разборке на свою модель я нашёл (хотя и не сразу) в интернете - там мне много чего попадалось, так что - кто ищет, тот всегда найдёт! Эл. схема подтвердила мои первоначальные догадки, что моно-вход сделан преднамеренно и есть шанс всё исправить: на фрагменте эл. схемы видна перемычка между входами левого и правого каналов микросхемы аудиокодека, явно появившаяся и дорисованная в очередной "усовершенствованной" ревизии модели.
Фрагмент эл. схемы подключения аудиокодека
Из схемы, конечно, остаётся неясным, как физически она реализована - это станет понятно только после разборки корпуса и визуального осмотра "поля боя". В моём случае потребовалась полная разборка ноутбука, т.к. под крышками отсеков для памяти, процессора и жёсткого диска микросхемы аудиокодека видно не было. Может в каких-то ноутбуках аудиокодек и расположен под ними, тогда есть шанс обойтись без полной разборки. Весь процесс разборки я здесь описывать не буду - всё прошло гладко и достаточно быстро при поддержке мануала. Советую делать предварительные фото на различных этапах разборки (на случай, если что-то забудете), чтобы видеть как всё было сначала. Особо внимательно относитесь к гибким шлейфам, а также винтам крепежа - они бывают разной длины при одинаковом диаметре и перепутывание местами может быть чревато серьёзными последствиями. Чтобы не раскладывать по бесчисленным коробочкам, я просто слегка ввинчивал их временно обратно на свои места - чуть дольше, зато надёжнее.
Расположение аудиокодека на материнской плате
Вот, собственно, конечная цель моего путешествия (на этот раз в глубины "железа"). Как видно, микросхема аудиокодека со всей "обвязкой" оказалась расположена в непосредственной близости от внешних аудиоразъёмов.
А это вид вблизи
А вот здесь при увеличении уже видны интересующие нас нюансы подключения входного разъёма. Видно, что от разъёма до разделительных конденсаторов (показаны зелёными стрелками) цепи обоих каналов идут раздельно (это подтверждает и "прозвонка" тестером), а после них объединяются одной широкой дорожкой (показана красной стрелкой) и в таком виде идут до входов самой микросхемы (выв. 16 и 17). Чтобы нормально рассмотреть всё это пришлось вооружиться увеличительным стеклом - современные SMD-элементы для поверхностного монтажа очень миниатюрны и требуют очень аккуратного обращения при монтаже и пайке.
Таким образом, стоит задача разорвать это соединение, но она может быть решена по-разному: можно разрезать эту широкую дорожку вдоль по всей длине от конденсаторов до микросемы, но занятие это неблагодарное и, что самое главное, небезопасное - как далеко дорожка заходит под микросхему не видно. К тому же, имейте ввиду, что в современной миниатюрной, но насыщенной, технике (ноутбуках, компьютерах, фото- и видеокамерах, мобильных телефонах, мр3-плеерах и т.п.) используются многослойные печатные платы и те дорожки, что мы видим на её поверхности - это только "верхушка айсберга". Рассстояние между слоями составляет доли миллиметра - одно неосторожное движение резака и можно задеть дорожку нижележащего слоя и... вы, скорее всего, уже никогда не узнаете, что вы зацепили. Это хуже выхода из строя любой микросхемы на плате (её хотя бы можно с трудом, но поменять), а вот заменить саму плату вам вряд ли удастся (разве что купить целиком новую или снять с "донора"). Поэтому такой вариант (без соответствующего опыта в подобных делах) я вам категорически не рекомендую. Более разумным в моём случае было аккуратно отпаять и слегка приподнять иголочкой над платой вывод 17 (вход правого канала), аккуратно отпаять разделительный конденсатор правого канала и припаять его обратно вертикально только одним концом (тем который идёт к разъёму), верхний свободный вывод конденсатора тонким коротким проводником припаять к висящему выводу 17. Всё - готово!
Доработка материнской платы
Правда, я не стал следовать своим же предостережениям и всё же перерезал дорожку, но в самом узком месте - между двумя разделительными конденсаторами и делал это очень аккуратно, т.к. имею определённый опыт в этом. Но повторюсь: не стоит так рисковать - нервные клетки (и перерезанные дорожки) не восстанавливаются! Я использовал в качестве перемычки кусочек эмалированного обмоточного провода диаметром 0,12 мм, но для надёжности наклеил под него кусочек прозрачного скотча. Движущихся частей в этом месте нет, поэтому такого вполне достаточно для надёжной изоляции.
Окончательный вид после переделки
На фото показан окончательный вид - покромсанная плата - но нужный результат достигнут и всё исправно работает (это я узнал уже после сборки). Осталась самая малость - "не накосячить" и правильно всё собрать, чтоб не осталось лишних деталей. Мне это удалось без особого труда и теперь у меня в ноутбуке есть полноценный стереовход, чего и вам желаю!
Стереокабель с мини-джеками
Если вы ещё не знаете, то с помощью вот этого короткого стереокабеля с мини-джеками на концах (сделал когда-то сынишке для подключения миниколонок) легко выяснить моно или стерео вход у вас на ноутбуке: включите его одним концом во входной разъём, поставьте на запись ваш любимый аудиоредактор и касайтесь пальцем поочерёдно выводы левого и правого канала на свободном конце - если индикаторы уровня входного сигнала каналов в редакторе отклоняются тоже по-очереди, то вход стерео, если оба сразу - то вход моно и это "наш пациент".
Запись стереомикса при помощи внешнего кабеля
Кстати, такой кабель можно использовать для записи стереомикса звуковой карты, если этой возможности нет в её драйвере (вот как у меня с чипом Conexant). Соединяете им вход с выходом на наушники и пишете всё что в них звучало бы. Чтобы это можно было одновременно слышать, вставляете в гнездо наушников разветвитель (как на фото), а к нему уже подключаете одновременно и вход и наушники. конечно, такой вариант не подходит, если нужно записать всё без потери качества, т.к. происходит сначала преобразование в аналоговый сигнал, а потом снова его оцифровка. Но для многих случаев такого качества будет вполне достаточно.
Запись стереомикса с возможностью мониторинга
Также, заодно хочу поведать некоторые дополнительные сведения по параметрам драйвера звуковой карты Conexant, которые настраиваются только через реестр, но могут оказаться полезными. Речь идёт об изменении уровня усиления со встроенного микрофона и внешнего входа. По многочисленным жалобам на различных форумах в интернете и своим личным исследованиям я знаю, что частенько дефолтного усиления бывает недостаточно и люди испытывают дискомфорт при общении, например, по Skype или просто при записи с микрофона. Причём, дефолтное усиление может быть разным в разных версиях драйверов: вот, например, для моего ноута есть две версии - в последней версии дефолтное усиление заметно выше, но я предпочитаю сейчас работать со старой версией (дело не в качестве звука - оно одинаковое, а в некоторых нюансах его работы, которые мне показались более удобными), а усиление добавил через параметры в реестре.
Итак, кому интересно, как добраться до нужных параметров драйвера в реестре, советую посмотреть мой видеоурок к первой статье. Ещё раз напомню, что все свои действия я провожу на ОС WindowsXP 32bit, но думаю, что на других ОСях всё будет так же. А для более сведущих в работе с реестром я, как и в первой статье, напишу сразу путь к интересующему нас ключу (это чуть "глубже", чем в прошлый раз - в ключе ОЕМ подключ MicInRange):
HKEY_LOCAL_MACHINE\SYSTEM\CurrentControlSet\Control\Class\{4D36E96C-E325-11CE-BFC1-08002BE10318}\00??\Settings\OEM\MicInRange
На месте знаков "??" у вас должно быть двузначное число - на каждом ноутбуке может быть разное (зависит от порядка добавления аудиоустройств в систему). Это вам предстоит определить самостоятельно, просматривая параметры подключей "00??" перед которыми есть значок "+", пока не найдёте тот, в котором упоминается ваше аудиоустройство Conexant.
В этом ключе находим параметр
значение которого определяет на сколько возрастёт усиление сигнала с внутреннего микрофона при включении в микшере записи опции "Mic boost". Чаще всего мне встречалось значение этого параметра "02 00 00 00", которое соответствует увеличению на 20 дБ (т.е. в 10 раз), чего часто бывает мало. Изменив на "03 00 00 00" получим увеличение на 30 дБ (т.е. в 30 раз), "04 00 00 00" - 40 дБ (т.е. в 100 раз). Большие, меньшие и промежуточные (чего уж мелочиться!) значения не пробовал, т.к. этих вполне хватает для любых случаев. Но не забудьте, что
изменение вступает в силу только после перезагрузки ОС - выберите методом проб наиболее комфортное для вас значение и оставьте его (не "переусердствуйте" - излишнее усиление тоже ни к чему - будьте благоразумны).
Чтобы проделать то же самое для внешнего микрофона, в этом же ключе есть другой параметр
Почему "или"? Потому что заранее, если нет эл. схемы вашей конкретной модели ноутбука, неизвестно к какому порту аудиокодека подключен внешний вход (например, у меня это PortC). Но и без схемы страшного ничего нет - просто пробуете изменить значение сначала для порта "В" и, перезагрузившись, проверяете результат. Если усиление не поменялось, значит вход на другом порту - возвращаете значение для порта "В" назад, а меняете для порта "С", снова перезагружаетесь и смотрите результат - он должен быть заметен на слух или на индикаторе уровня в любой программе записи звука. В некоторых моделях аудиокодеков может быть больше портов (например, ещё порт "F"), но сути это не меняет - поочерёдно пробуете изменять для каждого, пока не найдёте нужный. Соответствие между значением параметра и усилением такое же, как я написал выше.
Какая возможная польза от всего этого? ну вот у меня, например, микрофон на гарнитуре, которую я обычно использую с ноутбуком, имеет заметно меньшую чувствительность, чем встроенный в ноутбук, поэтому я поставил у себя усиление с внешнего входа 40 дБ, а с внутреннего микрофона 30 дБ. В результате, мне не нужно кричать в микрофон, чтобы меня хорошо слышали, остаётся ещё запас по усилению в микшере записи и не надо в него лезть каждый раз при переходе с внутреннего микрофона на гарнитуру и обратно. Вот и решайте, удобно это или нет? Указанные манипуляции с усилением применимы практически к любым другим аудиокодекам Conexant, применяемым в ноутбуках (например, CX20671, CX20582), а не только к моему CX20561, т.к. параметры драйвера в реестре для них организованы одинаково.
Также через реестр можно включить в произвольной комбинации дополнительные обработки голоса с микрофона (шумопонижение микрофона, шумопонижение динамиков и подавление акустического эха), которые производит сам кодек и показанные на соответствующей вкладке контрольной панели управления звуковой картой (через неё можно включить только два варианта комбинаций). Правда, я не нашёл пока для себя практической ценности в этой возможности, но если вдруг это кому-то интересно, пишите - я расскажу подробнее.
На этом, пожалуй, рассказ свой закончу, а то опять повесть получается - всё-таки не умею я коротко. Пока не знаю, получится ли у меня в итоге трилогия, но буду стараться найти ещё что-нибудь интересное и полезное. Желаю Вам успехов в творчестве!
С уважением, freedaw. Специально для сайта www.agentstvo-prazdnik.ru
P.S. В связи с тем, что отключение картинок на сайте затянулось, то для удобства чтения и понимания статьи, поместил её полный вариант на
"облако" (ссылка на внешний сайт) .