«Как встретить первоклассников» |
| Первое сентября. В этот день все дороги ведут к школе. Нарядные ученики, взволнованные родители и учителя. Этот день в нашей стране является государственным праздником - Днем знаний. Для тех, кто идет впервые в школу, этот праздник - особый. Для них все — первое. Первый портфель и первый учебник, первый букет первой учительнице. Закончилась торжественная линейка, и мы направляемся в класс. Дети заходят вместе с родителями. Родители усаживают детей за столы, некоторые пытаются устроиться тоже, но я вежливо прошу их выйти. Этому тоже есть свое объяснение: я считаю, что в первые минуты знакомства дети должны остаться наедине с учителем. Кроме того, после урока у детей и родителей будет о чем подробно рассказать друг другу. Во время урока многие родители, делясь между собой первыми впечатлениями, успевают познакомиться, а это тоже важно и полезно. Несколько секунд в классе полная тишина - я рассматриваю детей, а они меня. Произношу фразу, без которой не обойтись в данном случае: — Я ваша учительница, зовут меня (Имя-Отчество). Я очень ждала встречи с вами, думала о вас! Целых четыре года мы будем неразлучны в учебе, играх, походах. Каждый день я буду говорить вам: «Здравствуйте, ребята!» И вы в ответ будете здороваться со мной. Но не так, как делали это в детском саду. В классе принято на приветствие учителя отвечать наклоном головы, стоя при этом у своей парты. Давайте попробуем! Выхожу из класса и прикрываю на секунду дверь, чем вызываю недоумение родителей. Вхожу вновь... Все получилось очень хорошо, мои малыши проиграли ситуацию с серьезнейшими лицами. Вижу, что стараются понравиться мне. - Вас так много, а мне хочется познакомиться с вами. Скажите, ребята, герой какой сказки произносил такие слова: «Я не волшебник, я только учусь...» и начинал творить чудеса? (Маленький паж из сказки «Золушка»). - Сейчас мне хочется вас чем-нибудь удивить и порадовать. У меня нет волшебной палочки, как у феи, но у меня есть сердце, которое умеет дружить с другими сердцами. Сейчас оно переговаривается с чьим-то маленьким сердечком: тук-тук! Тук-тук! Тише, ребята! Это чье-то сердечко зовет меня к себе. Подхожу к мальчику, брат которого учился у меня, т.е. я заочно знакома с ним. Кладу ладонь на грудь малышу. - Как громко оно стучит, похоже, что оно выстукивает мне его имя. Знакомьтесь, ребята, это Алеша Трухин. Так же «слушаю сердечки» еще у двух малышей, с которыми знакома. Потом подхожу к любому и, прикладывая ладонь к груди, сетую на то, что уж слишком тихо оно бьется, ничего не слышу. (Можно разыграть и другую ситуацию). - Я и свое сердце послушаю, интересно, что оно мне подскажет. Добросовестно «слушаю» и свое сердце. - Ну вот, теперь я знаю, что в нашем классе есть моя тезка! Вы догадались, ребята, кто это? Если ребята не могут объяснить смысл слова «тезка», я разъясняю его и знакомлю детей с Танюшей. Беру ее руки в свои и прошу назвать фамилию. - Расскажи нам, Таня, что ты видишь на доске. На доске два листа ватмана, между ними три разноцветных шарика. - Тебе, Танечка, кажется, что это самые обычные белые листы? Я же говорила вам, что я немножко волшебница! Сейчас вместе с вами мы сотворим небольшое чудо. На одном из листов парафином написаны имена детей. Вызываю к доске двух помощников - одного читающего ребенка, другого нечитающего. Беру руку первоклассника, который не умеет читать, и вместе с ним смоченной в акварели ваткой закрашиваю часть листа. РУСЛАН КСЮША КАТЯ ИГОРЬ ОЛЯ Читающий ученик зачитывает появившуюся надпись: «Саша». Прошу подняться всех Саш (в нашем классе их оказалось восемь человек). - Как же вас много, мне и вам, ребята, нужно хорошо всех запомнить, чтобы не запутаться. Посчитайте, сколько всего в классе Саш, сколько мальчиков, сколько девочек. У них одинаковые имена, значит, мы их тоже можем назвать тезками. Каждый из детей называет свою фамилию. Аналогично проводится работа с другими именами, записанными на бумаге, но для закрашивания очередного имени я вызываю двух новых помощников. Эмоциональный подъем у детей вызывает похвала, удивление учителя, высказанные в чей-то адрес: «Как хорошо ты читаешь!», «Какое редкое у тебя имя!», «У тебя такие добрые глаза!». Два-три ребенка остаются пока безымянными. - Ребята, что-то тревожно у меня на сердце, мне кажется, мы о ком-то забыли, кто-то потерялся, пока мы с вами чудесами занимались. Что кричат тому, кто заблудился? Все вместе зовем: «Ау! Ау!» Ребятишки хохочут, а я прошу встать и представиться тех, с кем мы еще не познакомились. — Ну вот, теперь мы со всеми познакомились. Вы оказались симпатичными ребятами, напрасно я волновалась перед нашей встречей. Мне нравится общаться с вами. А сейчас давайте сыграем в игру «Карусели». Карусели, карусели. Взмахи прямыми руками вперед-назад. Мы с тобой в машину сели - Изображаем, как держим руль автомобиля. И поехали, и поехали... Карусели, карусели. Снова взмахи руками. В вертолет с тобой мы сели — Круговые вращения одной рукой над головой. И поехали, и поехали... Карусели, карусели. Взмахи руками. На лошадку с тобой сели - Привстаем на носках, руками держим воображаемую уздечку. И поехали, и поехали.. Карусели, карусели. Взмахи руками. В самолет с тобой мы сели. Руки в стороны, покачиваемся. И поехали, и поехали... Карусели, карусели. Все за парты тихо сели! (В дальнейшем эта физкультминутка становится у детей любимой). - Играете вы хорошо, а теперь отгадайте загадку: На минуту в землю врос Разноцветный чудо-мост. Чудо-мастер смастерил Мост высокий без перил. (Радуга). — Сейчас мы с вами попробуем сделать на белом листе бумаги красавицу радугу. На втором листе парафином написаны пары слов, их нужно закрасить так, чтобы и слова появились парами. МАМА ЖИЗНЬ ДРУЖБА ЛЮБОВЬ РОДИНА РОССИЯ ДОМ МИР. После закрашивания каждой полоски прошу детей высказаться. - Почему, как вы думаете, именно эти слова поставлены рядом? К этому моменту большинство детей уже чувствуют себя комфортно в классе. Поэтому дети свободно говорят удивительные вещи о любви родителей к детям, о том, что сильнее: дружба или любовь и т.д. Трудность вызывают пара слов: Родина - Россия, но мои наводящие вопросы помогают ребятам разобраться в значении этих сло
Заканчивается наш первый урок выдачей подарков от школы - букварей. За время урока я успела заметить «самого грустного», «самого маленького» и «самого веселого» - имя дарю по шарику и в шуточной форме объясняю классу, за что ребята получают эти подарки.
Разделы, связянные с материалом «Как встретить первоклассников»
Ещё материал из этого раздела
|
|