Важную роль в праздничном ритуале у многих народов Европы играло рождественское полено, а во многих странах обычай сохранился и поныне. Так, в Англии и Франции, Германии и Греции помнят, что жар от рождественского очага согревал сердца их предков на протяжении многих столетий. В Англию обычай "рождественского полена" пришел от викингов. На Рождество спиливали огромное дерево и оставляли на год. На следующее Рождество его вносили в дом и поджигали. Все участники очень надеялись, что оно сгорит за 24 часа. Если же бревно угасало, не догорев, это считалось знаком, предвещающим несчастье. В Италии зажигание полена было самым важным в рождественском обряде; оно должно было гореть до Нового года, а в некоторых местах — аж до Богоявления (19 января). Во Франции для полена выбиралось то дерево, плоды которого были предпочтительнее. Считалось, что спиливаемый ствол дерева обладает магическими свойствами и может воздействовать на урожай. Дуб и бук употребляли тоже главным образом для того, чтобы заручиться урожаем их плодов, которые до конца средних веков составляли крестьянскую пищу, а затем — корм для скота. Предполагалось, что магические свойства рождественского дерева могут быть усилены, если окропить его вином. Зола, сберегаемая в белье, охраняла дом от несчастных случаев. В некоторых местностях Франции было принято прятать в рождественское полено подарки для детей, особенно сладости и сухие фрукты. У французского писателя А. Франса описывается рождественское полено, полное душистых пармских фиалок, подаренное доброму старому профессору. В Испании и Португалии полено не жгут, а только обжигают рождественским пламенем; его хранят, веря в чудодейственную силу, и зажигают в трудных обстоятельствах. Кроме рождественского полена, во многих местностях на Рождество и Новый год зажигают большие костры, и молодые парни прыгают через них. Такой обрядный огонь называется "lumbve neuew
В Нидерландах золу от рождественского полена разбрасывают по полям. В Германии выбирался довольно увесистый чурбан, который тащили к огню лошадьми; он и составлял основу нового огня и наступающего года. Золу от полена просеивали в День трех королей, остатки рассеивали на полях по посевам и даже добавляли в пищу скоту. В Югославии важное значение придавалось сжиганию ритуального полена-бадняка в рождественскую ночь, потому тщательно следили, чтобы огонь не погас. В Сербии даже дарили какой-нибудь подарок тому, кто первый заметит, что бадняк перегорел; внося бадняк в дом, его поливали вином и посыпали зерном, украшали ветками сосны, лавра и других деревьев. У албанцев в пламя подкладывали ветви вишневого и орехового дерева и виноградную лозу и, когда пламя вспыхивало, кричали: "Пусть так сгорят наши враги и те, кто не желает нам добра!". Греки посыпали дерево фруктами, клали на него кусочки еды, поливали вином и маслом, т. е. "кормили" его.
Имеется ряд объяснений обряду возжигания рождественского полена: — огонь очага — это отражение солнца; — в пламени горящего очага присутствуют предки; — возжигание рождественского полена, как правило, главой семьи и "кормление " полена, как гостя — культ домашнего очага; — очистительная сила огня.
Все объяснения хороши. Ибо, когда собираются вместе члены семьи и долго глядят на огонь, как когда-то собирались и глядели предки, то очищаются помыслы, все становятся ближе друг другу и родней, и повсюду незримо присутствует и царит добрый Дух Домашнего Очага. А может быть, и Буратино был сделан из рождественского полена?
Разделы, связянные с материалом «Папа Карло и Рождественское полено»
Ещё материал из этого раздела
|