Как написать шлягер?

Опубликовал: Андрей Кузьмин. 28.11.2017
Комментариев  .

*Шлягер – популярная, эстрадная песня с запоминающимся, ярким мотивом.

Этот вопрос постоянно волнует всех имеющих отношение к написанию песен. Означенные люди всегда в поиске интересной музыкальной фразы, запоминающейся поэтической строки, новой формы, свежего звучания, достижения лёгкости восприятия, необычной подачи и т.д., до бесконечности и совершенства.
Сразу хочу предупредить, что единого готового рецепта у меня нет. А если бы и был, я бы его точно не раскрыл. Сидел бы потихоньку и сам пописывал бы, ваял «нетленки», купаясь в лучах славы, всенародной любви и признательности, и… что, тоже не мало важно… подсчитывал весомые гонорары. Но… кое-какие мысли по данному поводу у меня есть, и если они будут интересны читателю, он может потратить несколько минут на прочтение этих заметок. Надеюсь, время не будет потрачено зря.

Итак, как написать шлягер?
Все хотят сделать это, но не у всех получается. Я бы даже сказал, у очень немногих получается. И первая, самая главная ошибка, по-моему, заключается в следующем - слишком завышенное мнение о… собственной гениальности.
Как сейчас пишутся многие песни – некий исполнитель (несомненно, жутко талантливый и разносторонний) даже не допускает мысли, что… он, в чём-то, может быть не слишком хорош, что профессиональное владение голосом совсем не подразумевает талант в музыкальном и поэтическом сочинительстве, что написать музыку, написать стихи и исполнить песню, как ни крути, совершенно разные вещи, требующие разных навыков и способностей. Наш талантливый исполнитель всё делает сам – сам сочиняет музыку, сам пишет на неё текст (во многих случаях, назвать его стихами было бы слишком громко и чересчур лестно для самого автора и его «творения»), сам исполняет готовую песню и… сам же, искренне удивляется, почему продукт его гениальности не слишком востребован широкой публикой.
Здесь приходится признать, что речь идёт только о песнях, не принявших участие в массированной и навязчивой бомбардировке ушей и умов слушателей с эфиров всевозможных телеканалов и радиостанций. Думаю, всем кто в теме, и так известно, что практически любую, самую никудышную и бесталанную песенку, довольно легко (правда, крайне затратно) сделать узнаваемой. Любимой – вряд ли, а узнаваемой – легко! На определённое, крайне непродолжительное время. Имеет ли такая песня право называться шлягером? По-моему, нет! Как-то вспоминается прекрасное, но… жестокое выражение: «Время покажет», так вот это самое безжалостное Время неизменно расставляет точки над многим, в том числе и над песенками, некогда бывшими популярными. Многие ли «хиты» прошли его проверку? Многие ли «популярные» песни остались столь же популярны, по окончанию денежных вливаний и постоянных ротаций в эфире? Уверен, ответ вы знаете сами.
Однако… всё же такие песни есть! И их предостаточно. Прошедших и проверку Временем, и всевозможные перипетии, периодические забвения и новые взлёты. Правда, писались все эти песни несколько по иному сценарию: когда талантливому и профессиональному композитору приходила в голову интересная мелодия, то записав её, он обращался к талантливому и, опять-таки, профессиональному поэту: «Мол, дружище, сотворил я вот такой шедевр, напиши-ка, брат, на него достойные стихи!» (Или, наоборот, поэт, с подобным предложением, приходил к композитору. Не суть важно!) В итоге рождалась песня, которую два наших автора, предварительно поломав голову, отдавали выбранному ими… третьему автору - талантливому, профессиональному исполнителю, который (на их пристрастный взгляд) лучше всего сможет донести до слушателя все достоинства их нового произведения. (Я совершенно точно считаю, что в создании любой песни участвуют именно 3 автора – композитор, поэт и исполнитель. Человек, создавший песню, может быть един в трёх лицах, но… всё равно… музыка, поэзия и исполнение - это три кита, на которых и держится на плаву любая песня. Убери хотя бы одного… кита, допусти сбой и непрофессионализм хотя бы в одной составляющей песни, и… она начнёт медленно и неуклонно тонуть).
Чувствуете разницу с первым случаем? Хотя бы в том, что определения - «профессиональный» и «талантливый», были использованы совершенно без иронии.

Думаю, выше я уже немного ответил на обычные среди дилетантов возражения: «Как же так? А что вы, автор статьи, скажете по поводу исполнителей, которые одновременно являются авторами музыки и стихов своих песен? Неужели вы всем им отказываете в… какой-то грани исполнительского, музыкального или поэтического мастерства?»
Отвечаю – нет, не всем. Есть крайне небольшое количество людей, которые одновременно успешны и в написании прекрасных стихов, и в сочинении на них талантливой музыки, и в превосходном исполнении собственных песен. Только… много ли таких людей вы знаете? Лично мне хватило бы пальцев одной руки, чтобы перечислить их имена. (Но это сугубо моё, личное, ни на что не претендующее мнение). А вот… великолепные тандемы поэтов, композиторов и исполнителей, создавших по настоящему хорошие песни, я мог бы перечислять очень и очень долго.

А теперь, давайте перейдём к крайне интересному феномену. Думаю, никто не станет возражать, что даже овладение музыкальной грамотой достаточно долгая, сложная и кропотливая штука, с наскока эту науку не взять, данному делу учатся не один год и… часто бывает, что и после этого подавляющее большинство получивших музыкальное образование не обретают на этом поприще каких-либо существенных результатов. Что уже говорить о достижении мастерства в овладении инструментом, таланте сочинительства и импровизации, умении композиции и аранжировки…
Вокальному мастерству тоже учатся, не менее долго и упорно. И, заметьте, не всякий с улицы, а люди, как минимум, имеющие на то какие-либо определённые способности (в идеальном варианте – крайне неплохие способности).
А вот… литературным творчеством (в нашем случае - написанием стихов и текстов к песням), почему-то считается, может заниматься практически любой, более-менее грамотный человек. Это же так просто – всего лишь, найти нужные слова и расставить их в правильном порядке!
Пожалуй, и здесь я соглашусь - просто. Так же просто, как хорошему композитору создать прекрасную мелодию. Так же, как хорошему вокалисту, взять трудную ноту. Просто! Только… не у всех получается.
Изящная и привередливая Дама, по имени – Поэзия, в глазах отдельных композиторов и созданного ими общественного мнения, зачастую выступает в роли некой падчерицы и оттирается на второй план, а нередко и вообще заменяется другой, гораздо менее привлекательной Дамой, по имени – Графомания. Никогда не обращали внимания, в каком порядке указывается авторство любой песни? Правильно. На первом месте - автор музыки, на втором – автор слов.
Я ещё могу это понять, когда песня сделана по принципу: сначала была написана мелодия, а уже потом на неё специально писался текст. А если всё было наоборот, и композитор сочинял музыку на уже готовые (и зачастую, гораздо более талантливые, чем произведение композитора) стихи? где уже изначально поэтом, написавшим их, был заложен и ритм, и размер, и мелодика. В чём же, скажите, в таком случае первенство композитора? В том, что он просто переложил на ноты то, что уже до него было сделано другим человеком?
Наверное, я выскажу крамольную мысль, но… я совершенно убеждён, что в случае, когда песня пишется на уже готовые стихи (особенно если это ПРЕВОСХОДНЫЕ стихи), было бы более справедливо первое место в создании песни отдавать её главному автору – поэту.
Когда я слушаю некоторые песни, мне часто вспоминаются слова классика Родной Литературы. Правда, в несколько изменённом варианте: « В песне ВСЁ должно быть прекрасно: и музыка, и слова, и исполнение». (Очень хочется верить, что Антон Павлович, не стал бы слишком ругать меня, за столь вольное обращение с его талантливым и правильным текстом). Но… с грустью приходится признать, что настоящих песен, соответствующих сказанному, в последнее время пишется всё меньше и меньше. Если с музыкой и исполнением, пока всё ещё (более-менее) в порядке, во многих случаях – хорошо (а, в отдельных, даже прекрасно), то поэтическая составляющая многих современных песен, часто не только откровенно прихрамывает на обе ноги (что, согласитесь, в случае с нашей прекрасной и изящной Дамой, как минимум, не очень эстетично), но часто, вообще, являет собой яркий пример известного в среде музыкантов уничижительного выражения: «Пипл схавает!».
Здесь, опять соглашусь… отдельные представители «пипла» хавают и зачастую с пребольшим аппетитом, но… разве это позволяет творческому человеку «колдовать» на своей кухне абы как и спустя рукава? Думаю, нет! Я, вообще, глупый, считаю, что задача любого человека, заявляющего о своей принадлежности к Искусству, хотя бы пытаться поднимать своей работой зрителя, слушателя или читателя на более высокий уровень, а не опускаться вместе с ним до уровня толпы. Не заигрывать с ним, не поддаваться вполне понятному искушению быть простым и понятным любому за счёт использования примитивности, пошлости или откровенного кича. В конце концов, любому автору полезно уважать и ценить не только своего потенциального зрителя, слушателя и читателя, но и себя самого тоже. Но… это моё личное мнение, я его никому не навязываю. Как говорится: «Думайте сами, решайте сами».

И, наконец, суммируя всё вышесказанное, попытаюсь подвести некий итог: я просто убеждён, что если на всех этапах создания песни, к этому делу подходить творчески, профессионально, критично и с любовью, то песня… просто не может не получиться. Достойной и ХОРОШЕЙ. Она, наверняка найдёт и заинтересованных прокатчиков, и благодарных слушателей, и даже… зачастую, не очень адекватных фанатов. Станет ли она шлягером, сказать не могу. Здесь многое решает счастливый случай и… наша третья, крайне капризная Дама, по имени – Удача. Но… всё равно, согласитесь – у добротно сделанного, профессионального и талантливого произведения, гораздо больше шансов стать известным и популярным, чем у любого другого не обладающего этими качествами.
Не так ли, господа-сочинители песен? Во всяком случае, я искренне этого желаю… и вашим песням, и вам самим.

С уважением, Андрей Кузьмин.


Печать